Транспортерная лента. Выбор и расчёт лент

Для шахтных условий, взрывоопасных производств и т.п., где есть вероятность опасности для жизни и здоровья обслуживающего персонала конвейерного транспорта, выбор транспортерных лент производить только по ведомственной документации согласованной с изготовителем лент и конвейеров.

Для конвейеров большой длины – свыше 300 м и сложного профиля – например с «переломом» трассы выбор лент рекомендуется проводить по техдокументации изготовителя конвейеров. Во всех случаях первичный просчёт лент можно проводить по ниже изложенной методике, проверенной на нашей многолетней работе с потребителями.

Выбор транспортерных лент рекомендуется проводить по схеме: выбор по назначению – теплостойкие, морозостойкие, для шахт и т.п., затем выбор каркаса – тканевого или тросового; для тросового каркаса производится тяговый расчёт и окончательный выбор типа ленты; для тканевого каркаса определяется его конструкция т.е. тип лент – обычная (тип 2.1, 2.2), усиленная (тип 1.1, 1.2); в зависимости от ширины ленты оценивается каркасность – минимальное число прокладок для образования желоба, тяговым расчётом определяется число прокладок лент, после окончательного принятия решения о числе прокладок и ткани каркаса производится выбор толщины и класса обкладок.

Выбор транспортерной ленты по назначению

Конструкция и материалы наших отечественных лент подобраны так, чтобы в критических ситуациях они не являлись источником опасности для обслуживающего персонала. Выбор лент по назначению производится в зависимости от условий производств – пониженной горючести – для угольных шахт и приравненных к ним условиям; от температуры окружающей среды и груза – морозостойкие для работы при температуре от - 60 до + 60 оС; теплостойкие, повышенной теплостойкости для транспортирования горячих грузов температурой до + 200°С и т.п.

Выбор материала каркаса

Резинотросовый каркас рекомендуется для длинных – свыше 300 м конвейеров и (или) с мощными грузопотоками, либо на конвейерах с плоским ставом при транспортировании крупногабаритных грузов, например брёвен. Непременным условием использования резинотросовых лент является наличие высококачественных переносных вулканизационных прессов и профессиональных вулканизаторщиков по стыковке лент. В остальных случаях в сочетании с экономическими расчётами рекомендуется использовать резинотканевые ленты.

Выбор конструкции типа лент

В зависимости от условий эксплуатации в основном от вида, абразивности и крупности груза производится выбор типа лент. Для тяжёлых и очень тяжёлых условий – в основном для грузов крупностью 0 – 300, 0 – 500 мм рекомендуются ленты с каркасом из «тяжёлых» тканей прочностью 200 – 400 н/мм (кгс/см) одной прокладки, усиленной конструкции типа 1 – обозначение 1.1, 1.2. Для средних условий – в основном для грузов крупностью до 0 – 250 мм, рекомендуются ленты «обычной» конструкции прочностью тканей 55 – 200 н/мм, предпочтение (если нет явно экономических «противопоказаний») следует отдать «чисто» синтетическим тканям прочностью 100 н/мм и выше. Обозначение типа лент – 2.1, 2.2. Для конвейеров большей длины, либо в условиях сильно загрязнённой запылённой среды, затруднённого обслуживания предпочтение следует отдать лентам с резиновым бортом, обозначение – РБ, в остальных случаях – «обычным» лентам с нарезным бортом, обозначение – НБ.

Оценка каркасности

Вне зависимости от тягового расчёта лучше заранее определиться с минимальным числом прокладок, которое придаёт ленте желобчатую форму на конвейере, исключающую просыпь груза.

Рекомендуемое минимальное количество прокладок лент на конвейерах с желобчатой роликоопорой

Ширина ленты, мм Число прокладок

200-400

1-2

500-800

3-5

900-1000

4-5

1200-1400

5-6

свыше 1400

не менее 5